Товары для сравнения Для сравнения добавьте два и более товаров
Оцените качество магазина на Яндекс.Маркете.

Акустические системы Focal Sopra №3. Обзор от Pro High End

21.11.2016

Акустические системы Focal Sopra №3. Обзор от Pro High End

Как-то так получилось, что до сей поры не доводилось лоб в лоб сталкиваться с АС Focal, хотя этот французский бренд достаточно популярен во всем мире, включая и Россию. Конечно, о флагмане Grand Utopia не знать было нельзя, но близкого знакомства с этими гигантами, как и с более скромными их собратьями, не случилось. И вот неожиданно подвернулась оказия послушать не так давно появившуюся модель Sopra №3 — с некоторыми оговорками уменьшенную копию «Утопии». Ничего, казалось, не предвещало чего-либо неожиданного: очередное прослушивание еще одной пары колонок среднего размера… Но на деле это привычное мероприятие без всякого преувеличения оказалось знаковым по силе и новизне полученных впечатлений. После него домашняя система, к слову, весьма неплохая, не включалась с неделю, и не потому, что музыки не хотелось: просто «послевкусие» страшно было нарушить… 
Utopia

Морфология с элементами анатомии 
Оставим лирику напоследок, когда будет покончено с официальной частью. Итак, напольные 3-полосные АС с портом, направленным вниз, стоящие на плите из толстенного черного стекла, сквозь которое продеты винтовые регулируемые шипы. Причем крутить их положено не снизу, как обычно, принимая позу доисторической рептилии и серьезно рискуя пальцами, а сверху, что гораздо удобнее и результативнее в плане затрат времени и сил на установку колонок. Причем торчащие вверх хвостовики шипов совершенно не вносят эстетического диссонанса в общий дизайн, достойный самой высокой оценки. Благодаря вогнутой передней панели с закругленными под большим радиусом боковыми гранями (стенки выполнены из очень толстого, до 70 мм, MDF — именно такая толщина дает возможность щедро скруглять углы) колонки как будто отвешивают слушателю учтивый поклон. Но такая не совсем обычная форма (кстати, намек на ту саму «Утопию») выбрана не для того, чтобы выделиться на фоне конкурентов: колонки как бы пытаются поймать слушателя в фокус своих излучателей (определенное созвучие с названием бренда, не так ли?), твитер в центре композиции имеет инвертированный купол. 
Не исключено, что именно такое решение обеспечивает наилучшую связку ВЧ-излучателя с его же акустическим оформлением в виде так называемого «бесконечного рупора». На самом деле рупор, конечно, не только конечен, но и достаточно компактен, а его назначение — полностью отсечь энергию излучения тыльной стороной купола без малейшего перепада акустического сопротивления спереди и сзади, порождающего асимметрию колебаний и, как следствие, нечетные гармоники (хотя с учетом малости девиаций подвижной системы твитера вряд ли можно говорить о каких-либо существенных искажениях, но разработчикам виднее). Купол твитера выполнен из бериллия, очень легкого и прочного металла, о чем свидетельствует выгравированная вокруг защитной сеточки твитера надпись Berillium.

Выше узкой ВЧ-секции, выполненной из материала на основе полиуретановой смолы и как бы опоясывающей колонку, расположен среднечастотный динамик в традиционном акустическом оформлении (закрытый объем с определенным количеством звукопоглотителя). Как и все элементы конструкции Focal, это не серийная головка известной марки и даже не заказная позиция, а на все сто — собственная разработка, за которой стоят серьезные инновации. То же можно сказать и о парных вуферах, схожих по конструкции, но и с отличиями, в числе которых не только диаметр. Но начнем с общего. Это диффузоры из т.н. W-материала: сэндвичи с двумя внешними слоями стекловолокна и внутренним, представляющим собой некую «структурированную пену». Внешние слои обеспечивают жесткость и иммунитет к частотно-зависимым деформациям изгиба, а внутренний — глубокое гашение колебаний, распространяющих- ся внутри материала. К тому же, такой диффузор очень мало весит.

12.jpg
Для борьбы с модуляцией магнитного потока сигналом применяются традиционные кольца Фарадея (аналоги короткозамкнутым виткам). И на этом сходство НЧ- и СЧ-динамиков заканчивается. 
Теперь о различиях. Во-первых, магниты разные, феррит внизу и неодим на середине. Кстати, с ростом частоты эффект модуляции магнитного потока сигналом растет, так что более ценный материал магнита на СЧ, в меньшей степени подверженный подобной модуляции по сравнению с ферритом, более чем оправдан. Но у СЧ-динамика есть еще одно уникальное свойство: его подвес имеет утолщения в виде колец, которые реализуют принцип демпфера масс (TMD, или Tuned Mass Damper). При этом сам подвес имеет гораздо более высокую податливость, чем у динамиков традиционной конструкции, благодаря чему его подвижная система гораздо свободнее отрабатывает электрический сигнал, а резонансы гасятся не за счет вязкости подвеса, а за счет распределенных в этой колебательной системе масс упомянутых выше колец. Иными словами, нещадно подавляемая отсебятина не тянет за собой определенную долю полезной информации, а истребляется отдельно, как мухи от котлет. О фильтрах кроссоверов не известно решительно ничего, кроме частот раздела — 250 Гц и 2200 Гц. И еще: лишь одна пара массивных клемм на задней стенке. Так что на критику этих колонок из уст торговцев кабелями можно не обращать внимания. 
А теперь — лирика

Прослушивание 
Еще до начала собственно прослушивания, когда система играла чуть слышно, чисто для разогрева (какая-то певица исполняла что- то задушевное), произошло почти невероятное: как-то вдруг взгрустнулось, передалось настроение. А потом поставили Kind Of Blue Майлса Дэвиса. И тут началось такое… Во-первых, сцена. Не знаю, почему записали или смикшировали этот гениальный диск так, что разделение каналов получилось непомерным: звучат фланги, левый и правый, просто «рогатка» какая-то! И лишь после вступления Майлса его труба локализуется посередине, после чего «рогатка» превращается в «вилы». Но так было до сих пор на несчетном множестве систем, а тут сцена внезапно заполнилась вся, от фланга и до фланга. Труба Майлса первоначально показалась чуть мягче и бархатистее, чем должно быть, но это ощущение скоро прошло. Бас… Он потерял изрядную долю раздутости (так записаны практически все джазовые релизы тех лет: лампы, трансформаторы, переходные конденсаторы в тракте, уверенность в том, что ниже 20 Гц ни о чем можно не думать, а фазовые сдвиги на звучание, мол, не влияют). А перкуссия… Столь детального звучания тарелок, щеточек до сих пор слышать не доводилось. Да, и тот самый низкочастотный «подтекст», отзвон, звуковой «отблеск» тарелок, который всегда слышен вживую и почти никогда — на аудиосистемах, даже качественных. В лучшем случае присутствуют какие-то не совсем внятные намеки на эту красоту. А стоило поставить то же на SACD — и все стало еще ярче и интереснее, перкуссионные инструменты, помимо почти что басового, приобрели еще и выраженный среднечастотный «подтекст», а музыканты буквально материализовались из воздуха. Вдруг подумалось: а что вообще тут делают колонки, может, убрать их вовсе — на сцене просторнее станет? Но самое главное — нюансировка. Порази тельно, насколько доходчивы все подробности исполнения, в которых, в сущности, и живет то, что мы называем душой музыки. Не только громкостные нюансы, но и временные, все эти микро-замедления и ускорения темпа, ферматы и виваче, все такое… Аккорды Билла Эванса буквально завораживают, кажется, что видны его пальцы, мелькающие по клавиатуре. А эти удары по тарелкам «с оттяжкой»… Все живое, натуральное, здесь и сейчас! Столь же подробная презентация нюансировки открылась на CD Генрика Шеринга (скрипичное соло) без гипертрофированных второстепенных подробностей, которые иногда воспринимаются как атрибуты высокого разрешения, а на самом деле, подобно «кристаллизованным» сгусткам пикселей на цифровой фотографии с избыточным контрастом, делают картинку более четкой, но и менее естественной.

Еще одна джазовая запись, более современная — комбо Хэнка Джонса на однослойном SACD — впечатлила не меньше: взаимная микро-расстройка струн среднего регистра рояля (где они тройные), придающая индивидуальность инструменту, слышна великолепно. И отлично передана акустическая атмосфера: ясно, что запись происходила в слегка переглушенном помещении. Пара дисков с женским вокалом, грозящих избыточными сибилянтами, прошли испытания на отлично, а Deep Purple In Rock (конкретно — первая же вещь, хуже всего записанная) даже заставил немного поностальгировать. Нет, качество звука, конечно, не улучшилось (претензии к EMI), но его несовершенство на этот раз не заслонило того драйва, энергетики, духа начала 70-х, которые так и не выветрились до сих пор из этих эпохальных записей… Желторотое школьно-студенческое время, оно до сих пор в них живет. Где же еще ему жить?

15.jpg

Ансамбль аутентичных инструментов, исполняющий «Музыку на воде» Генделя (Harmonia Mundi). Продолжать? Или уже и так понятно, что будет сказано дальше? Отметим только следующее (и это в равной степени относится ко всем прослушанным записям) — красоту звука, именно красоту, которая полностью расцветает, как только исчезает недоверие, когда перестаешь единожды и по мелочи совравшую в какой-то момент систему подозревать в неискренности и каждую минуту ждать от нее новой лжи. Ну и, наконец, «Богема» Пуччини. Это — как в театре побывать, атмосфера, причем не только акустическая, но и эмоциональная, передана исключительно, не говоря уже о красоте голосов; каждая нота, каждый слог буквально смакуется слухом, удовольствие огромное. В общем, высокое разрешение в самом истинном его смысле — это когда система «разрешает» слушать музыку, а не выставляет перед слушателем заслон в виде электронно- акустической ее копии. Да, именно вся система целиком. В которой, несомненно, основная роль приходится на колонки, что, тем не менее, не умаляет вклада и других ее компонентов в общий результат. Главное к ним требование — не испортить этот результат!
14.jpg
 



Возврат к списку